Самый большой страх человечества 21 века – ядерная война. Она уничтожит все на своем пути и разрушит не только наш быт текущей жизни, но и всю цивилизацию. Наступит эра исчезновения всего живого мира, которая будет аналогична эпохе вымирания динозавров. По прогнозам ученых, уже через несколько минут после объявления ядерной войны будут выпущены ядерные боеголовки.
Однако, в России на случай такого апокалипсиса в московском метро установлены специальные двери – гермозатворы. Такой «щит» сработает при сигнале «АТОМ» до соприкосновения ракет с поверхностью земли. В итоге герметично закрытый метрополитен станет убежищем для людей.
От мгновения оповещения гудка «Атомная тревога!» потребуется около 14 минут для запуска ракетоносителей. Этот сигнал будет подаваться также по всем средствам массовой информации и дублируется сигналами железнодорожных тепловозов и плавательных средств. То есть, в течение этого времени полностью захлопнутся свинцовые двери гермозатвора. Конечно же, в таком ужасе и переполохе каждый начнет спать свою жизнь. В метро хлынет огромное количество людей и начнется паника. Все оборудование, питающееся от электричества в метро, отключится и перейдет на аварийный режим электропитания. А шахты вентиляции закроются герметичными шлюзами.
Внутри метрополитена скрыты помещения с провиантом, медикаментами и противогазами. Из полицейских и экскалаторщиков формируются разведчики-дозиметристы. Они, используя специальную экипировку, будут проводить специальные вылазки наружу для спасения пострадавших. А лица, которые в данную секунду будут иметь убежища, принимают все меры по защите от поражения радиацией.
Наиболее возможное время начала бомбардировки – приблизительно 18 часов по московскому времени. В такую пору суток большая часть населения находится в расположении между местом работы и местом жительства. Соответственно, все виды общественного транспорта перегружены, а улицы забиты автомобильными пробками. В этих условиях крайне трудно обеспечить экстренные оборонительные меры.
Наилучший исход такой ситуации – противо-воздушная оборона не дала возможность попасть ядерным ракетам в почвенные покровы. Ведь в радиусе 3-4 км от взрыва будет плавиться и испаряться любое вещество, состоящие из органического материала. А в радиусе 20-25 км возникают пожары, прогорает металл, оплавляется бетон, камень, стекло. Если все-таки большее количество боеголовок удалось сбить и радиоактивные выбросы охватили только мегаполис, то есть возможность вывода спасенных людей в пригород. Иначе метрополитен будет единственным пристанищем выживших.
Теория большого взрыва
С тех пор минуло полвека, и цеппелины с самолетами не кажутся самой серьезной угрозой. На смену им пришло другое и куда более смертоносное оружие — ядерное, биологическое и химическое. Такие подарки вкупе с межконтинентальной курьерской доставкой внушают настоящий ужас.
В случае ядерной угрозы подойдет далеко не любое убежище: оно в первую очередь должно суметь защитить людей от ударной волны и обрушенных ею домов. Спасти от этого могут лишь по-настоящему прочные конструкции стен, покрытий, защитно-герметических дверей и прочего. Разумеется, построить все это дело проще под землей, где вас так же не достанет и световая вспышка. Ядерный взрыв, может, и выглядит впечатляюще, но смотреть на него вы точно не хотите: его свет вызывает слепоту и обжигает кожу. Следом за ударной волной нагрянет вездесущая радиация, и спасти от ее цепких лап может лишь хорошо закупоренное помещение, фильтрующее проникающий воздух. Такие меры сработают не только с ядерным, но и химическим, биологическим оружием.
Мало просто пережить ядерный удар — нужно как-то жить в новом пристанище. Чтобы там работала вытяжка и был свет, требуется электричество, а вместе с ним — хотя бы самый захудалый двигатель с генератором. Топливо нужно не только механизмам, но и человеку — то есть заранее заготовленная еда и вода. И не стоит забывать, что человек крайне эффективно перерабатывает продукты питания в экскременты, а значит, без полноценных туалетов не обойтись!
Тяжело в учении — легко в бою!
Работники метро в курсе, что работают в большом убежище, которое в мирное время подрабатывает общественным транспортом. В случае войны каждый из них знает, чем заняться: одни направляют поток людей, другие помогают раненым, третьи закрывают гермодвери — и так далее.
Эти знания регулярно поддерживаются практикой. И если до присоединения Крыма и накаления мировой политики учения по гражданской самообороне могли казаться ненужной профилактикой, то сейчас они обрели другой смысл. В мире по-настоящему не спокойно: в любой момент может произойти что-то страшное, и метро должно быть готово к этому. Недаром 1-го сентября 2014 года статус московской подземки расширили до стратегического убежища. Как писал «Лайф», тогда же составили план всех входов-выходов, эскалаторов, лифтов и оборудования, а также проверили системы энерго-водо- и воздухоснабжения.
В плане поддержки боевой готовности у метро есть огромный плюс перед другими убежищами, коих десятки тысяч по всей России. Мы не в курсе, кто владеет этой кучей бункеров, многие из которых тоже зарабатывают в мирное время — играя роли парковок, подвалов и даже квеструмов. В метро же собственник хорошо известен, и если обнаружатся какие-то нарушения, то всегда знаешь, с кого спросить.
Реально ли выжить в метро во время ядерной войны как в игре/книге “Metro 2033”?
Сегодня поговорим на тему выживания в московском метрополитене прямо как в серии книг и игр “Метро 2033”. Реально ли можно жить там десятилетиями?
В серии книг и игр “Метро 2033” показывается, как люди могут жить в метро целыми десятилетиями после взрыва ядерной боеголовки прямо в центре Москвы, причём находиться на станциях можно было без масок и противогазов.
Однако в реальности картина была бы другой . Людям бы приходилось находиться в противогазах всё время нахождения , как на улице, так и в метро, даже на самых глубоких станциях, таких как “Парк Победы” или “Бауманская”.
Обусловлено это тем, что в метро стоят специальные фильтры, которые как раз занимаются очисткой воздуха в тоннелях. Если отключится всё электричество в городе, а оно точно отключится, то на резервном питании продержится лишь максимум 2 дня. Поэтому шансов на выживание у людей очень мало, им нужно будет искать другие способы и места для выживания.
В целом, если произойдёт ядерная война, и вы будете в метро, то вы сможете продержаться там лишь 1-2 дня , а дальше вам придётся искать альтернативы, а лучше вообще как можно скорее убираться из города.
Убежище не для всех
Как мы выяснили, метро — это отличное убежище. Но даже у него есть недостатки, самый очевидный из которых — его отсутствие. Жители всего лишь семи городов России, исключая погрешность в виде Волгограда с его подземным трамваем, смогут почувствовать себя как в романе Глуховского. Это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург и Казань.
Даже если у вас в городе есть метро, не каждая из его станций сгодится для укрытия от ядерной войны. Под роль бункера больше подойдут наиболее глубокие остановки — и то, если на них есть гермодвери. В этом плане надежнее всего подземки, построенные до 1980 года. Потом наступили девяностые — тогда денег не хватало на все. Где-то, как в Казани, пренебрегли безопасностью на случай апокалипсиса и не все станции снарядили должным образом. Более того, некоторые их них просто невозможно защитить от взрыва и радиации: одна расположена над землей, а две других тут же падут из-за стеклянных атриумов.
Предположим, что оба условия соблюдены: в городе есть метро, готовое к апокалипсису. Не спешите радоваться, ведь добежать туда надо будет менее чем за 13 минут. Потом входы в бункеры закроют шлюзами, а опоздавших отправят созерцать расцветающие ядерные грибы. Метро быстро закроется, вовсе не потому что его работники злые или мест на всех на хватит. Это вопрос выживания: межконтинентальная боеголовка, пущенная из США, долетит до России за 25-30 минут. В случае ракет средней дальности времени и того меньше: до 12 минут! Работники метро просто не могут рисковать и ждать дольше.
Больше чем общественный транспорт
Так вот, все перечисленное и правда есть в метро. В это можно и не поверить, ведь для обывателя подземка — лишь быстрый способ переместиться из точки «А» в точку «Б». На самом же деле метрополитен выполняет и другую задачу — объекта гражданской обороны, где обычные люди могут спастись, когда с неба начнет сыпаться оружие массового поражения.
Как сообщает неофициальный сайт московского метро, начиная с 50-х годов прошлого века, метро строили с учетом противодействия новейшему оружию. То есть высокоэффективных атомных, химических и биологических снарядов. Опасаясь их, предусмотрительные прадеды установили вентиляцию, фильтрующую воздух, а также двери-гермозатворы. Простой народ зовет их «гермухой», не выказывая должного уважения. А ведь гермозатворы сторожат нас даже сейчас, в мирное время, оберегая от затопления тоннелей. Так, если случится наводнение или прорвется плывун, «гермуха» прикроет пассажиров.
Во время войны гермозатворы справятся с ударной волной — даже для этого он достаточно крепкий. Правда, насколько именно он надежен — закрытая информация. Выдать ее общественности — рассказать врагу, насколько мощным должно быть его оружие. Так что просто поверим на слово: взрывную волну двери выдержат. Они же, кстати, укроют и от радиации. Чтобы противостоять последней, предусмотрен тамбур — иначе говоря, помещение между двумя гермодверями. Одна из них всегда остается закрытой, чтобы не пустить излучение внутрь.
У метро есть и другой, не менее важный признак убежища: в нем можно жить. Хотя бы непродолжительное время. Ну случай, если городскому питанию придет конец — пробудятся дизельные электростанции. Для бесперебойной работы подземки их недостаточно, зато должно хватить на свет и вентиляцию. Свет будет, так что вполне возможно, вам даже не придется расставаться со старой привычкой — читать в туалете. Да, кстати, туалеты в метро тоже есть: они находятся на перегонах и не используются в мирное время. Как и душевые с запасами питьевой воды.
Вместо итого
Да, метро спасёт от ядерных ударов небольшую долю населения, которая окажется под землёй в момент их нанесения. Но всерьёз надеяться на него просто глупо. Недостаточно места, нет времени, нет возможности добраться. Увы, в случае реальной Третьей мировой оно просто не спасёт.
Люди должны понимать, что единственный способ гарантированно выжить в Третьей мировой — не устраивать её.
Помнить, что всегда можно и нужно договариваться. Сделать так, чтобы обоюдное недопонимание не смогло разрушить пусть и неидеальный, но такой привычный мир.
Чёрно-юморный анекдот советует в случае попадания в зону поражения светового излучения ядерного оружия сделать из пальцев собачку, оставив на стене изображение для следующих поколений. Чтобы статья не показалась слишком пессимистичной, мы собрали несколько иллюстраций фигур, которые можно пока поучиться делать.
И если на горизонте вспухнут грибы ядерных взрывов, то можно сложить из пальцев не банальную собачку, а что-то более креативное.
Можно ли спастись в метро от ядерной войны?
Книги и игры серии «Метро» приучили нас к мысли: подземка спасает в случае ядерной войны. Метро-убежище — настолько расхожий образ, что нельзя не задуматься: так ли это на самом деле? Правда ли метрополитен может выручить в случае апокалипсиса или это выдумка сценаристов? Сейчас выясним!
Не хватит времени
Современной баллистической ракете требуется около получаса, чтобы покинуть ставшую родной шахту и, набирая скорость, устремиться к цели. Пока старт засекут, пока начнут ответные действия… Пока будут думать, как, каким образом и кого именно оповещать. В общем, поверьте — просто не успеют. Да, сирены и предупреждения по телевизору будут, но помогут они только тем, на чьи головы боеголовки не упадут непосредственно.
И как раз таки жители Москвы, Питера и остальных городов ( Омск, прости), имеющих метро, в числе таких счастливчиков не окажутся, так как являются приоритетной целью. Увы, службы оповещения просто не успеют сработать. Приказ не так быстро спускается « сверху вниз» — такова жизнь.
А сколько вам до метро, кстати, топать?
Под землей, но не в могиле
Чтобы сказать наверняка, выдержит ли метро ядерную войну, нужен пример из действительности. Разумеется, история еще таковых не знает — зато есть иные, где подземка хорошо зарекомендовала себя. Так московское метро спасало жителей столицы еще во время Великой Отечественной. Если верить слухам, у товарища Сталина в распоряжении даже была собственная отдельная ветка: пресловутое «Метро-2» должно было эвакуировать высший кадровый состав страны, если бы немцы захватили Москву. Эта легенда, кстати, играет важную роль и в «Метро 2033».
Больше невзгод выпало лондонскому метро: еще в Первой Мировой оно пострадало от вражеских цеппелинов. В следующей войне на смену дирижаблям пришла более совершенная техника, но метро все так же защищало британцев от бомбежек. И, хотя поначалу государство было против такого использования метрополитена (не в последнюю очередь из-за давки 1943 года на станции Бетнал Грин), он продолжал служить убежищем простому народу.
В конце концов власти все же осознали, какое сокровище у них под боком — и даже начали помогать гражданам, бесплатно раздавая билеты. Более того, государство облюбовало некоторые станции под офисы: как военные, так и обычные клерки стали работать под землей. И это не единственное сходство с романом: часть фабрик тоже перенесли под землю, там же хранили экспонаты из Британского историко-археологического музея. В общем, на лондонских станциях жизнь кипела не хуже, чем в романах Глуховского!
Не хватит места
За сутки метрополитен Москвы перевозит шесть с половиной миллионов пассажиров. Это около трёх миллионов человек ( так как большинство спускается в метро два раза — когда едет на работу и когда возвращается обратно). Это количество неравномерно размазано по 18,5 часам работы подземки. Ну и не стоит забывать о том, что в каждый отдельно взятый момент времени значительная часть пассажиров находится в более чем 5000 вагонах подвижного состава. За счёт этого нагрузка на станции ежемоментно не очень велика.
Если же все жители Москвы, числом 12,5 миллионов человек, ломанутся на 221 станцию столичного метрополитена, это приведёт к гигантским пробкам из сотен тысяч людей на улицах. И влезут только несколько тысяч самых шустрых.
Вспомните, как быстро наполняется станция в случае поломки поезда. Буквально пятнадцать минут — и на платформе аншлаг. Что уж там говорить о попытках разместиться в случае ядерной войны.
Жизнь в метро
А теперь о разрекламированной российскими писателями жизни в метрополитене после ядерной войны.
Большинство военных зарядов в настоящее время имеют не очень сильный поражающий эффект от радиации. Грубо говоря, они достаточно « чистые». По расчётам военных, обратную эвакуацию можно проводить уже через несколько часов.
Так что современным оружием чрезвычайно сложно сделать так, чтобы на поверхности Москвы получилась очень фонящая обстановка, и люди предпочли бы жить под землёй. Кроме того, тут начинаются такие проблемы, как нехватка вентиляции, отсутствие пищи и воды. Даже устроить туалет под землёй без нормальной вентиляции и стока — задача нетривиальная.
Поэтому попытка на постоянной основе поселиться в тоннелях метро звучит гораздо более фантастично, чем даже миф об использовании метрополитена в качестве защиты от ядерного удара.
Правда ли ядерную войну можно пересидеть в метро?
Ядерная война — это, конечно, плохо. Но большинство жителей мегаполисов надеются: в случае чего, получится отсидеться в тоннелях метро. А почему нет? Под землёй глубоко, места много. Так, глядишь, и скоротаем Третью мировую. WARHEAD.SU разобрался, получится это — или не очень.
Ядерная война — это, конечно, плохо. Но большинство жителей мегаполисов надеются: в случае чего, получится отсидеться в тоннелях метро. А почему нет? Под землёй глубоко, места много. Так, глядишь, и скоротаем Третью мировую.
А мы сидим в заваленном сарае,
Есть у нас два ящика вина,
Ах, она такая растакая,
Ядерная зимушка-зима
© « Полковник и однополчане»
Сидите вы дома, смотрите передачу « Голос», как вдруг всё прерывается — заставка и предупреждение МЧС: « Началась Третья мировая, всем укрыться».
И смс приходит, и на улице взвывает сирена, и вечер перестаёт быть томным.
Вы собираетесь: документы, сухой паёк, книжку хорошую с собой берёте. И, не создавая паники, идёте к ближайшей станции метро. Там пускают бесплатно, все суровы, но спокойны. Спускаетесь, занимаете место на платформе и ждёте.
Вот все уже на месте. С жутким звуком взвывают гермозатворы, работает на полную принудительная вентиляция. И вы уже слышите жуткие удары Первой ядерной. С потолка иногда сыплется штукатурка — где-то там, на поверхности, бушует огненный ад. Но вы в безопасности.
Увы, но всё здесь неправда.
Да, действительно, от большинства ударов современного ядерного оружия тоннели метро станут отличной защитой.
Основной тип подрыва в настоящее время — воздушный, для максимизации разрушений на поверхности. Ядерный заряд взрывается на высоте нескольких сотен метров и наносит максимальные повреждения зданиям и технике. Зато несколько десятков метров грунта уже являются серьёзной защитой от практически всех поражающих факторов.
То есть если на момент начала ядерной войны вы в метро, то первый удар пережить у вас, скорее всего, получится. Но есть огромная вероятность, что всё пойдёт совсем по иному сценарию.
28.09.2024 | Категория: Всякое