Град обреченный

Град обреченный

Все мы знаем, что игра S.T.A.L.K.E.R. создана по мотивам повести Братьев Стругацких «Пикник на обочине», а тот, кто хорошо знаком с творчеством АБС, может еще добавить: и по мотивам рассказа «Забытый эксперимент», который был написан раньше повести и был неким фундаментом для культовой книги. Но… но что объединяет игровую вселенную S.T.A.L.K.E.R. и «Пикник…»? Давайте перечислим:

 – Опасная аномальная Зона, в которой на каждом шагу подстерегают аномалии — таинственной природы образования, гравитационные, химические, тепловые и прочие «пятна», наличие которых сталкеры проверяют бросая гайки (в игре — болты);
 – Сталкеры — люди, которые ходят в эту Зону, чтобы добывать там хабар;
 – Собственно хабар, который представляет собой аномальные образования — артефакты с необычными свойствами.

И все. Основа, фундамент.

Но вот недавно я решил перечитать самый сложный и зашифрованный роман Стругацких — «Град обреченный». Ранее я его уже дважды читал и каждый раз расшифровывал что-то для себя новое, отмечал какие-то новые моменты, которых ранее не замечал. Но одно дело расшифровывать роман, искать в нем образы, а другое дело — посмотреть на него поверхностно, текстологически так сказать. И тогда также обнаруживается что-то интересное.

После третьего прочтения «Града…», беседуя с товарищем, которому книга не понравилась и он ее не дочитал, я втолковывал ему некоторые понятия из книги, пытался как-то объяснить то, что я сам понял. И как-то так между прочим сформулировал Главную Тайну Города. Причем то, что я ее сформулировал, я узнал позже — когда читал offline интервью с Борисом Натановичем и нечаянно наткнулся на такую же точно формулировку ГТГ и ее одобрение БН’ом. Это мое любимое «вербальное мышление», когда проговариваешь вслух что-то до этого не совсем понятное, находишь решение или приходишь к правильному выводу. Так и здесь получилось — мне надо было выговориться и разгадка ГТГ сформулировалась сама собой.

Так вот, прочитав в третий раз «Град обреченный», я начал замечать в этом романе некоторые знакомые черты, мазки, что-то такое, что я уже видел. А видел все это я в играх серии S.T.A.L.K.E.R. И вот об этом данная статья.

Начну с того, что Борис Натанович отправил к лешему пришедшего к нему Григоровича (главу GSC), который хотел купить или получить права на «Пикник…». Поэтому и название у игры такое — с точками, это аббревиатура. S.T.A.L.K.E.R. и «Сталкер» — это не одно и то же.

Град обречённый

Таким образом Григорович открестился от Стругацких, по сути присвоив себе их труд. Хотя и в измененном виде. Но открестился ли он? Или взял материал для своей игры из другого труда Стругацких? Не буду ничего утверждать — не знаю, не видел, не ведаю. А вот свои наблюдения изложу.

Итак, начнем. Все факты я тут излагаю в той последовательности, в которой они приходили мне в голову. Все факты основаны только на трех оригинальных играх, всяческие моды и дополнения не в счет.

Град обречённый

1. Никто и никогда в играх не говорил как попал в Зону.

Известно только, что сталкеры идут туда отчаявшись, все потеряв, разочаровавшись в жизни и людях. Бандиты и наемники идут в Зону, чтобы заработать. Военных туда пригоняют по долгу службы. Аналогично в «Граде обреченном» (далее — Г.О.) — люди как-то попадают в Эксперимент, их приглашают, но как именно они туд попадают, не известно. То есть непонятна механика попадания в Город. 

Также точно в играх говорит просто: «Я пришел в Зону тогда-то…», а вот откуда он пришел, как преодолел военные кордоны и заграждения, не сказано. Возможно где-то в текстах игры есть такое описание, я специально не рылся в них, но я, переиграв уже множество раз во все части и в кучу модов, не помню описания процесса прибытия в Зону.

2. Из Зоны не уходят.

Никто не уходит из Зоны как бы опасно и плохо в не ни было. В ней живут. Хотя в «зове Припяти» концовка явно говорит о том, что военным, Стрелку и Дегтяреву удалось покинуть Зону на вертолетах. Но это один из нескольких вариантов: все могут погибнуть при попытке бегства, главный герой может по своему желанию остаться в Зоне, но как бы там ни было, в финальном ролике говорится, что Дегтярев в итоге вернулся в Зону. Поэтому не ясно, а точно ли они все смогли выбраться именно из Зоны или улетели подальше от центра Зоны, куда-то на окраину. Так что тут так называемая «открытая концовка». 

А если вспомнить первый ролик из «Теней Чернобыля», где грузовик смерти куда едет и в него попадает молния. Канонично принято считать, что этот грузовик ехал куда-то в сторону Кордона, но я читал и другие сведения, что на этом грузовике должны были вывезти трупы (грузовик смерти, все-таки) за пределы Зоны. А что если допустить, что Зона просто не выпустила из себя живого сталкера? Что если Зона не имеет выхода? Поэтому из нее нельзя выйти. Как и Город в в Г.О. — Зона ограждена: Город с одной стороны ограничен обрывом, а с другой стороны — Желтой Стеной до самого неба. Зона в игре тоже ограничена, хотя и хлипким ограждением из колючей проволоки, но перелезть через нее или пролезть в нее нельзя. «Невидимая стена» не пускает за пределы Зоны. Эта игровая условность хорошо вписывается в концепцию Града.

3. Зона в «Пикнике…» это результат Посещения.

Посетили Землю, видимо инопланетяне. И Зон таких по всей планете несколько. И в них можно попасть извне пешком. А вот Зона в игре и Город в романе — это результат Эксперимента, то есть Город — это и так Эксперимент, а Зона — это результат. И не понятно где собственно находится Город: то ли где-то на планете Земля, то ли на другой планете, то ли это вообще какое-то другое измерение, а есть мнение, что это некий Ад. Зона в игре на первый взгляд находится в совершенно определенном месте — окрестности ЧАЭС. Казалось бы тут нет сходства. Ан, нет — есть. Как же так случилось, что ни Зона никак не влияет на «внешний мир», ни «внешний мир» никак не влияет на Зону. Почему огромный псевдогигант не может порвать колючую проволоку и уйти веселиться на «большую землю»? Почему снорк не может перепрыгнуть этот хлипкий заборчик? Почему аномалии не расползаются дальше? Наверное потому, что Зона эта именно что в какой-то параллельной реальности, как и Город. 

Да, говорилось, что Зона расширяется. Но она расширяется в своем объеме, снаружи ничем не ограниченном. Также как и в Городе, непонятно что там, за ограждением. Помните, как Воронин с Изей долго шли на север и дошли до некой нулевой точки. А что там за ней — не ясно. В Зоне в игре нет нулевой отметки, но также непонятно, что там за ограждением. Даже такая глупость как demo_record 1, может показать ,что за пределами колючей проволоки ничего нет — пустота. Игровая условность и тут играет свою роль. Кстати тема севера раскрыта и в игре: суть в всех игр серии — пробраться на север, к ЧАЭС, где «Монолит», «Исполнитель желаний», не правда ли похоже на некую «нулевую точку» к которой стремились герои романа?

4. Зона живет своей жизнью и, как бы, не замечает присутствие людей.

Люди пытаются как-то приспособиться, самоорганизоваться, создают кланы, обживают брошенные базы, сражаются с мутантами. Но только-только появляется намек на какую-то стабильность — Зона преподносит сюрприз: действия Меченого и Шрама, супер-выброс, орды мутантов, аномалии меняющие свое местоположение — и все разваливается: насиженные базы покидают, их занимают другие кланы или мутанты, протоптанные дорожки перестают быть безопасными, но открываются новые. И так всегда. Зона не стабильна и никогда не успокаивается и никогда не даст спокойно жить людям в ней обитающим. 

А разве Город (Эксперимент) ведет себя как-то не так? Да также точно! Живут как-то люди в Городе, привыкают и тут …ррраз! и вся вода становиться желчью, только только оклемались — получите орды павианов (местный аналог мутантов), которых нельзя перестрелять (хотя и пытаются), с ними надо смириться. Только смирились с павианами, людям выключили «солнце», а потом Поворот, а по сути госпереворот и все снова с ног на голову. Эксперимент на дает спокойно жить и никогда не даст. Эксперимент есть Эксперимент.

5. Как многим становится ясно по прочтении романа: Город имеет форму «бутылки Клейна».

У него нет ни начала, ни конца, нет «низа», нет «верха», нет «внутри» и нет «снаружи». Отсюда и «падающие звезды», поэтому трактор, сорвавшийся с обрыва, через время падает с неба. А тут можно вспомнить историю с Лесником в «Чистом небе» — там в такой «бутылке», в пространственной аномалии заблудились наемники. Да, это локальная аномалия. Но, как я уже говорил выше, из Зона нет выхода, возможно именно потому, что она также имеет такую же конструкцию, как Город — она «закольцована» на себя.

Град обречённый

6. Аномалии.

В игровой Зоне они похожи на аномалии в «Пикнике…», некоторые даже переименовать поленились. Это явное заимствование. Но в Городе тоже есть свои аномалии: Красное здание, Антигород, какая-то рябь, поглощающая людей, шагающие статуи.

7. В Городе есть болота.

Болота,де живут фермеры, которые выращивают там овощи и борются с какими-то странными животными, когда у тех гон, то они сметают все на своем пути. Чем не мутанты. Да и в игровой Зоне есть болота, правда а них живут бандюги и чистонебовцы. Пусть аналогия и не самая важная, но упомянуть стоило.

8. Еще одно слово о севере.

На севере Зоны есть ответы на вопросы, за которыми туда прутся сталкеры, как правило неудачно, но некоторым все же удается добраться до этих ответов. На пути к Центру Зоны сталкерам приходится пройти заброшенные опасные города-призраки: Лиманск, Припять, Мертвый Город. В романе на пути на север герои также проходят через заброшенные поселения, где находят следы ранее обитавших там людей. Посмотрите на иллюстрации к роману «Град обреченный» — не правда ли похоже на иллюстрации к игре S.T.A.L.K.E.R.? Понятно, что иллюстрации рисовали не сами АБС, но по духу похоже.

Град обречённый

9. Даже такую игровую условность как «спавн», то есть появление в определенных точках игровой карты из ниоткуда сталкеров и мутантов можно подвести под концепцию Г.О.

В игре это делается для «заселения» Зоны, чтобы главный герой не бегал по пустой Зоне, когда перестреляет половину ее населения. В точки зрения Эксперимента и Города это явление можно объяснить как банальное прибытие новичков Эксперимента, о которых говорилось в романе: они просто появляются в Городе и все. С другой стороны эту же игровую механику может объяснить ГТГ (Главаня Тайна Города) — эти сталкеры появляются в Зоне не из «внешнего мира», а это второй, третий, n-ный круг Эксперимента. Гибель людей в Городе по сути не является гибелью в прямом смысле — это «возвращение в первоначальную точу вербовки». Возможно и в Зоне с погибшими сталкерами происходит нечно похожее. Ну а появление (спавн) мутантов объяснить и того проще — вспомните павианов.

10. В игре сталкеры на привале могут сказать следующую фразу: «Эх… Завалиться бы сейчас подрыхнуть… Минут так на шестьсот…».

В книге есть очень похожая фраза Андрея: «Сейчас бы лечь, вытянуться во всю длину, курткой прикрыться и завести глаза минуток эдак на шестьсот». Скажете, что, мол, чепуха, расхожее выражение. Но вот клянусь — никогда такой размерности в «шестьсот минут» в жизни не слышал. Возможно, что общаюсь не с теми людьми. Но факт сть факт — фразы очень похожи.

11. Оружие. В «Пикнике…» и в фильме Тарковского «Сталкер» четко проговаривается, что оружию в Зоне не место, его в Зону брать нельзя. Во-первых — там не в кого стрелять, а во-вторых — Зона этого не любит, Зона накажет.

Так вот в игровой Зоне оружия валом и без него в ней не выжить, это неотъемлемая часть игрового процесса. И в Г.О. полно оружия, хотя там и был момент, когда даже у полицейских отняли оружие, но люди все равно стреляют в павианов, а потом Поворот (переворот с оружием и, насколько можно понять, с массовыми убийствами как людей, так и тех же павианов). В Городе есть и пистолеты, и пулеметы, и гранаты, и даже огнемет засветился. Вот вам S.T.A.L.K.E.R. во всей красе.

Град обречённый

12. Еще одна цитата из книги, которая чень хорошо иллюстрирует положение в Эксперименте:

«Люди боятся тринадцатого дня. Люди боятся говорящих волков… Мало нам было акульих волков – нам пообещали говорящих!.. Люди боятся железноголовых. А в сочетании с тем, что они уже повидали – все эти немые с вырезанными языками, заброшенные концлагеря, одичавшие кретины, которые молятся источникам, и хорошо вооруженные кретины, которые ни с того ни с сего стреляют из-за угла… В сочетании с тем, что они увидели за сегодняшний день, здесь, в этих домах – эти кости в забаррикадированных квартирах… Прелестное и внушительное получается сочетание! И если вчера солдат больше всего на свете боялся сержанта Фогеля, то сегодня ему на Фогеля уже наплевать – у него есть страхи пострашнее…»

А если этот текст наложить на S.T.A.L.K.E.R., то получается, что речь идет о мутантах, монолитовцах и о военных, которые боятся Зоны.

13. Экспедиция (в книге) ушла из лагеря утром 28-го дня, а вернулась на 32-й день, хотя думали, что провели в пути не более суток. За эти дни остальные члены экспедиции перестреляли друг друга (или кто-то пришел и их перестрелял). «Закрутила, значит, завертела гадская сила, заморочила, одурманила меня…» — говорит Андрей Воронин.

Фраза, которую спокойно мог бы сказать любой сталкер в игре. Получается, что площадь с пустыми постаментами — это временная аномалия. Прямо как в Лиманске.

Вот как-то так. Такие наблюдения получились у меня при сопоставлении «прямого» (скажем, поверхностного) содержания романа «Град обреченный» и того, что мы видели в играх серии S.T.A.L.K.E.R. Получается, что GSC изменением названия франшизы и переделкой некоторых аспектов исходного материала, коим, вроде бы как, является повесть «Пикник на обочине», пытались уйти от этой повести и от проблем с авторскими правами, но как-то так пришли к другому произведению тех же Братьев Стругацких — к «Граду обреченному».

Возможно я пропустил что-то, возможно прочитав роман еще раз, я найду еще какие-то аналогии. Хотя «Град…» нужно перечитывать, но делать это нужно через большие промежутки времени, надо многое осмыслить и понять, надо подрасти.

Взято с ap-pro.ru из описания модификации Град обреченный

27.09.2024 | Категория: Сталкер

Комментарии

Чтобы оставлять сообщения необходимо авторизоваться
Загрузка...

Статистика

Сегодня: 2
Вчера: 19
Общая: 1155